"Когда закончилась артиллерийская подготовка, мы решили, что теперь сумеем оправиться и встретить русскую пехоту и танки, но появившиеся в воздухе самолеты-штурмовики не дали нам прийти в себя, заставили бьоечбросить боевую технику и спасаться бегством Штурмовики непрерывно висели над нами Творился невероятный ужас" - подобные рассказы о налетах знаменитых Ил-2 встречаются во многих немецких мемуарах и показаниях пленных Недаром гитлеровцы прозвали этот штурмовиквйчве "черной смертью", а наша пехота величала его "горбатым" и "летающим танком" Пожалуй, не было в те дни машины более популярной в Красной Армии, и именно ее с особой теплотой и благодарностью вспоминают ветераны великих битв под Сталинградом, на Курской дуге, за Берлин В отчаянную непогоду, задевая килями облака, "илы" прорывались сквозь огонь зениток и разрушали мосты и переправы, пускали под откос вражеские эшелоны, уничтожали танки, огневые врьцюточки и пехоту противника на поле боя Даже в 1941 году, в условиях полного господства немецкой авиации, наши штурмовики не прекращали громить наступающего врага Именно тогда и прозвучали известные слова ИВСталина: "Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб" Всего за годы Великой Отечественной войны было построено 36154 "ила" различных модификаций (Ил-2, Ил-2КР, Ил-2У) Этот штурмовик стал самым массовым боевым самолетом в истории советских ВВС и по праву считается гордостью отечественного авиастроения, одним из высших достижений конструкторской мысли Автор Олег Растренин.